GEN 3.6  ПОИСК И СПАСАНИЕ

1.   ОТВЕТСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Оперативный орган, который обеспечивает координацию действий служб при проведении ПСО (Р), в соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой Приложения 12 ICAO, является Координационный центр поиска и спасания (КЦПС). Координационный центр поиска и спасания координирует работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие на территории Республики Казахстан.
Координационный центр поиска и спасения Республики Казахстан

Почтовый адрес: Республика Казахстан, 010014, г. Астана, район Есиль, пр. Кабанбай батыра 119 Э

Тел:+7 (7172) 286 020, +7 (7172) 704 272, +7 (7172) 773 547

Факс:+7 (7172) 320 038

AFS:УААКЫЦЫЬ

Email:kcps@ans.kz

Товарищество с ограниченной ответственностью «Точка контроля приема сигнала - Казахстан» является назначенным органом по приему аварийной информации спутниковой системы COSPAS–SARSAT

Почтовый адрес: Республика Казахстан, 050046, Алматы, Бостандыкский р-н, ул. Егизбаева дом 7/6, офис 92

Тел:+7 (727) 3257692

Email:cospassarsatkz@gmail.com

Email:cospassarsatkz@mail.ru

2.   РАЙОН ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Службы поиска и спасания в Республике Казахстан организованы в соответствии со Стандартами и Рекомендуемой практикой Приложения 12 ICAO.
Службы поиска и спасания в Республике Казахстан несут ответственность за проведение и координацию действий при проведении ПСО (Р) в границах всей территории Республики Казахстан.

3.   ВИДЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

В таблице 1 перечисляются места дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, действующих на территории Республики Казахстан.
Table 1: Места дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств
НазваниеМестоположениеСредстваПримечания
1234
Aktau435136N 0510527EEc-145Daylight time
Aktobe501446N 0571220EEc-145Daylight time
Almaty432120N 0770238EMi-17Daylight time
Astana510121N 0712758EMi-17Daylight time
Atyrau470719N 0514912EMi-17Daylight time
Balkhash465339N 0750016EBo-105Daylight time
Beineu451956N 0550737EBo-105Daylight time
Karaganda494018N 0732007EEc-145Daylight time
Kazaly454728N 0620638EBo-105Daylight time
Kokshetau531949N 0693544EBo-105Daylight time
Kostanay531226N 0633256EBo-105Daylight time
Kyzylorda444223N 0653527EMi-17Daylight time
Muyunkum441618N 0725651EBo-105Daylight time
Pavlodar521143N 0770424EEc-145Daylight time
Petropavlovsk544632N 0691110EBo-105Daylight time
Shalkar475406N 0593708EBo-105Daylight time
Semey502106N 0801402EBo-105Daylight time
Shymkent422154N 0692832EEc-145Daylight time
Taldykorgan450721N 0782634EEc-145Daylight time
Taraz425116N 0711808EEc-145Daylight time
Torgay493758N 0632815EBo-105Daylight time
Turkistan431840N 0683301EBo-105Daylight time
Uralsk510907N 0513238EBo-105Daylight time
Usharal461127N 0804952EBo-105Daylight time
Ust-Kamenogorsk500212N 0822937EEc-145Daylight time
Zaisan472915N 0845316EBo-105Daylight time
Zhezkazgan474233N 0674418EBo-105Daylight time
Кроме того, в случае необходимости, для проведения поисково-спасательных работ привлекаются различные подразделения других министерств и ведомств государства. Предоставляются средства связи и скорой медицинской помощи.
Для проведения поисково-спасательных работ выделяются необходимые силы и средства, а именно: специальные поисковые воздушные суда среднего и малого радиуса действия, тяжелые и средние вертолеты, поисково-спасательные группы, спасательные морские и речные суда, катера и лодки.
Воздушные суда могут выполнять посадку на сушу и имеют на борту сбрасываемое оборудование, с медикаментами, продуктами питания и аварийно-спасательным оборудованием.
Воздушные и морские суда имеют оборудование для ведения связи на частотах 121.5 МГц, 123.1 МГц, 500 кГц, 2182 кГц и 8364 кГц. Наземные спасательные команды имеют оборудование для ведения связи на частотах 121.5 МГц, 123.1 МГц, 500 кГц, 2182 кГц и 8364 кГц.

4.   СОГЛАШЕНИЯ ПО SAR

В настоящий момент нет соглашений, кроме как с Россией и странами СНГ.

5.   УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

При проведении ПСО (Р) на территории Республики Казахастан, поиск и спасание пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, осуществляется независимо от государственной принадлежности воздушного судна.

6.   ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРАВИЛА И СИГНАЛЫ

6.1   Правила и сигналы используемые воздушными судами
При проведении ПСО (Р) на территории Республики Казахстан используются правила и сигналы, изложенные в Главе 5 Приложения 12 ICAO.
6.2   Связь
На период работы всех районных диспетчерских центров осуществляется непрерывное прослушивание на частоте 121.500 МГц.
Поисково-спасательные воздушные суда во время поисково-спасательных операций пользуются позывными “RESCUE” и дополнительными опознавательными сигналами (Альфа, Браво, Чарли и т.д.).
Передача и прием сообщений о бедствии в пределах района поиска и спасения Казахстана ведется в соответствии с положениями п. 5.3 главы 5 тома 2 Приложения 10 ICAO.
При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж обязан передать сигнал бедствия. Сигнал бедствия экипажем воздушного судна передается на частоте связи с пунктом ОВД, с которым в последний момент осуществлялась связь и на аварийной частоте 121.500 МГц. Сигнал бедствия может дублироваться и на других частотах, предназначенных для обеспечения полетов.
При полете над морем сигнал бедствия, кроме того, может передаваться на частоте 500 кГц тональным телеграфом и на частоте 2182 кГц телефоном.
Сигнал бедствия имеет право подавать только командир корабля или лицо им уполномоченное.
Сигнал бедствия должен повторяться с короткими интервалами до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приеме
Сигнал бедствия передается следующим образом:
  1. РАДИОТЕЛЕФОНОМ
    • “МЕЙДЕЙ” – 3 раза
    • Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 3 раза
  2. РАДИОТЕЛЕГРАФОМ
    • “СОС” – 3 раза
    • Слово “ДЕ” – 1 раз
    • Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 3 раза
Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия должно быть передано сообщение о бедствии.
  1. РАДИОТЕЛЕФОНОМ
    • “МЕЙДЕЙ” - 3 раза
    • Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 2 раза
    • Широта места – 2 раза
    • Долгота места – 2 раза
    • Время по (UTC) – 2 раза
    • Вид повреждения и требуемая помощь – 1 раз
    • Принятое командиром экипажа решение и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасению – 1 раз
    • Слово “Прием” – 1 раз
  2. РАДИОТЕЛЕГРАФОМ
    • “СОС” – 3 раза
    • Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 2 раза
    • Широта места – 2 раза
    • Долгота места – 2 раза
    • Время по (UTC) – 2 раза
    • Вид повреждения и требуемая помощь – 1 раз
    • Принятое командиром экипажа решение и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасению – 1 раз
    • Буква “К” – 1 раз
После каждой передачи сообщения о бедствии необходимо на 1 – 2 мин. переходить на прием. Получив подтверждение о приеме сообщения о бедствии, командир воздушного судна действует с учетом сложившейся обстановки и полученных указаний.
Если в результате мер, принятых экипажем по предотвращению бедствия, у него возникла уверенность в безопасности дальнейшего полета до аэродрома, необходимо немедленно передать по радиостанции, на которой поддерживается радиосвязь, сообщение о том, что опасность миновала:
  1. Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 2 раза
  2. Позывной радиостанции, на которой поддерживается связь - 2 раза
  3. Слова “Опасность миновала” – 2 раза
  4. Слово “Прием” - 1 раз
В случае вынужденной посадки вне аэродрома командир воздушного судна или другие члены экипажа обязаны, используя любые средства связи, сообщить на ближайший аэродром или местным органам власти о времени и месте вынужденной посадки, состоянии экипажа, пассажиров и воздушного судна, а также о требуемой помощи.
Если это выполнить не представляется возможным, то для привлечения внимания поисковых воздушных судов следует использовать все имеющиеся у пострадавших пиротехнические средства. Кроме того, необходимо обозначить свое местонахождение всеми другими имеющимися в распоряжении экипажа и пассажиров средствами.
При использовании аварийных радиостанций, работающих на частоте 121.5 МГц, рекомендуется проведение следующих процедур:
  1. Сразу же после приземления (приводнения) и в течение 10 – 12 минут в начале каждого часа первых суток производить трехкратную передачу сообщения о бедствии, переходя после каждой передачи в режим приема на 3 мин;
  2. При обнаружении шума пролетающего воздушного судна или визуальном его наблюдении, передать сообщение о бедствии и попытаться установить с ним двухстороннюю радиосвязь;
  3. Если связь установить не удается, передачи сообщений о бедствии следует чередовать с передачами сигналов для привода в течение 1.5 – 2 мин;
  4. При установлении двухсторонней радиосвязи порядок дальнейшей работы с радиостанцией определяется в соответствии с указаниями экипажа поискового воздушного судна.
Включить аварийную радиостанцию в режим непрерывного излучения рекомендуется только по запросу поискового воздушного судна, а также в тех случаях, когда пострадавшие не в состоянии управлять радиостанцией.
Во избежание взаимопомех, одновременная работа двух или более аварийных радиостанций не разрешается.
6.3   Сигналы, подаваемые при поисково-спасательных операциях
Для передачи потерпевшими бедствие сигналов с земли необходимо использовать международный код визуальных сигналов, приведенный в Приложении 12 к Конвенции о международной гражданской авиации.
Во избежание ошибки в определении визуальных сигналов, потерпевшим бедствие следует выкладывать их как можно точнее, добиваясь максимального цветового контраста относительно общего фона местности.
Если сигнал, выложенный на земле экипажу поискового самолета понятен, он подтверждает это покачиванием с крыла на крыло.
При отсутствии радиосвязи поискового воздушного судна с потерпевшими бедствие, используются вымпелы, сбрасываемые с записками, содержащими необходимую информацию.