6.2 Связь
На период работы всех районных диспетчерских центров осуществляется непрерывное прослушивание на частоте 121.500 МГц.
Поисково-спасательные воздушные суда во время поисково-спасательных операций пользуются позывными “RESCUE” и дополнительными опознавательными сигналами (Альфа, Браво, Чарли и т.д.).
Передача и прием сообщений о бедствии в пределах района поиска и спасения Казахстана ведется в соответствии с положениями п. 5.3 главы 5 тома 2 Приложения 10 ICAO.
При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж обязан передать сигнал бедствия.
Сигнал бедствия экипажем воздушного судна передается на частоте связи с пунктом ОВД, с которым в последний момент осуществлялась связь и на аварийной частоте 121.500 МГц.
Сигнал бедствия может дублироваться и на других частотах, предназначенных для обеспечения полетов.
При полете над морем сигнал бедствия, кроме того, может передаваться на частоте 500 кГц тональным телеграфом и на частоте 2182 кГц телефоном.
Сигнал бедствия имеет право подавать только командир корабля или лицо им уполномоченное.
Сигнал бедствия должен повторяться с короткими интервалами до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приеме
Сигнал бедствия передается следующим образом:
- РАДИОТЕЛЕФОНОМ
- “МЕЙДЕЙ” – 3 раза
- Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 3 раза
- РАДИОТЕЛЕГРАФОМ
- “СОС” – 3 раза
- Слово “ДЕ” – 1 раз
- Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 3 раза
Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия должно быть передано сообщение о бедствии.
- РАДИОТЕЛЕФОНОМ
- “МЕЙДЕЙ” - 3 раза
- Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 2 раза
- Широта места – 2 раза
- Долгота места – 2 раза
- Время по (UTC) – 2 раза
- Вид повреждения и требуемая помощь – 1 раз
- Принятое командиром экипажа решение и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасению – 1 раз
- Слово “Прием” – 1 раз
- РАДИОТЕЛЕГРАФОМ
- “СОС” – 3 раза
- Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 2 раза
- Широта места – 2 раза
- Долгота места – 2 раза
- Время по (UTC) – 2 раза
- Вид повреждения и требуемая помощь – 1 раз
- Принятое командиром экипажа решение и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасению – 1 раз
- Буква “К” – 1 раз
После каждой передачи сообщения о бедствии необходимо на 1 – 2 мин. переходить на прием. Получив подтверждение о приеме сообщения о бедствии, командир воздушного судна действует с учетом сложившейся обстановки и полученных указаний.
Если в результате мер, принятых экипажем по предотвращению бедствия, у него возникла уверенность в безопасности дальнейшего полета до аэродрома, необходимо немедленно передать по радиостанции, на которой поддерживается радиосвязь, сообщение о том, что опасность миновала:
- Позывной воздушного судна, терпящего бедствие – 2 раза
- Позывной радиостанции, на которой поддерживается связь - 2 раза
- Слова “Опасность миновала” – 2 раза
- Слово “Прием” - 1 раз
В случае вынужденной посадки вне аэродрома командир воздушного судна или другие члены экипажа обязаны, используя любые средства связи, сообщить на ближайший аэродром или местным органам власти о времени и месте вынужденной посадки, состоянии экипажа, пассажиров и воздушного судна, а также о требуемой помощи.
Если это выполнить не представляется возможным, то для привлечения внимания поисковых воздушных судов следует использовать все имеющиеся у пострадавших пиротехнические средства. Кроме того, необходимо обозначить свое местонахождение всеми другими имеющимися в распоряжении экипажа и пассажиров средствами.
При использовании аварийных радиостанций, работающих на частоте 121.5 МГц, рекомендуется проведение следующих процедур:
- Сразу же после приземления (приводнения) и в течение 10 – 12 минут в начале каждого часа первых суток производить трехкратную передачу сообщения о бедствии, переходя после каждой передачи в режим приема на 3 мин;
- При обнаружении шума пролетающего воздушного судна или визуальном его наблюдении, передать сообщение о бедствии и попытаться установить с ним двухстороннюю радиосвязь;
- Если связь установить не удается, передачи сообщений о бедствии следует чередовать с передачами сигналов для привода в течение 1.5 – 2 мин;
- При установлении двухсторонней радиосвязи порядок дальнейшей работы с радиостанцией определяется в соответствии с указаниями экипажа поискового воздушного судна.
Включить аварийную радиостанцию в режим непрерывного излучения рекомендуется только по запросу поискового воздушного судна, а также в тех случаях, когда пострадавшие не в состоянии управлять радиостанцией.
Во избежание взаимопомех, одновременная работа двух или более аварийных радиостанций не разрешается.
6.3 Сигналы, подаваемые при поисково-спасательных операциях
Для передачи потерпевшими бедствие сигналов с земли необходимо использовать международный код визуальных сигналов, приведенный в Приложении 12 к Конвенции о международной гражданской авиации.
Во избежание ошибки в определении визуальных сигналов, потерпевшим бедствие следует выкладывать их как можно точнее, добиваясь максимального цветового контраста относительно общего фона местности.
Если сигнал, выложенный на земле экипажу поискового самолета понятен, он подтверждает это покачиванием с крыла на крыло.
При отсутствии радиосвязи поискового воздушного судна с потерпевшими бедствие, используются вымпелы, сбрасываемые с записками, содержащими необходимую информацию.